Оживлю-ка я старую темку, тем более что давно ничего не писал, в связи с этими боевыми действиями в стране.
Думаю кто-то сейчас позлорадствует - я таки стал обладателем "правильно линзованных" фар (привет Numme)
Предыстория:
Видимо звезды так сложились - мне развалили одну фару в хлам (Волга-ГАЗ со старым оленем за баранкой), из продажи пропали дубликаты от ДЕПО (крЫзис, млин), и под это дело я неделю назад разжился парой 3" линзоблоков, которые хотел использовать для тюнинХа туманок весной... Но, поскольку моя натура известна в узких кругах "кулибническим творчеством" и ездить нужно было УЖЕ - было решено запихнуть эти линзы в фары. И не просто запихнуть, закрыв прозрачными стеклами, а пойти дальше и сделать "адаптивную" фару (в которой линза будет поворачиваться туда, куда повернут руль) - ведь это самый главный плюс, который даёт отделённая от корпуса фары линза.
От идеи, до начала реализации - прошло пару дней. Имея опыт сборки квадрокоптеров для армии, вопрос с выбором подвеса и "элементов управления" привели в уже известный мне магазин RC-моделей, где были куплены... "нижние шаровые опоры от модели GTS 450" и "рулевые тяги от модели Феррари не-помню-какой"
Не, ну а что? В машине же должны стоять автомобильные запчасти?
Попутно там же были заказаны два миниатюрных шаговых движка с контроллерами.
Задача номер два - снимать данные с положения руля, заставить контроллеры моторчиков доворачивать линзу на нужный угол и, самое геморное - предусмотреть функцию калибровки всего этого безобразия. Иначе был шанс повернуть баранку на 45 градусов и получить команду линзам развернуться на 180
Отталкиваясь от идеологии "чем проще - тем надёжней", было решено, что снимать данные с руля мы будем либо валкодером, либо вообще переменным резистором. Коллегами embedded-разработчиками, за пару дней была разработана и состряпана платка на простенькой атмеге, к которой, по их заявлениям, оставалось "только припаять провода" (это сыграло со мной злую шутку в дальнейшем). Настало время "пилить пластмассу"...
Линза - она сцуко здоровая. В нормальном раскладе она торчит из отверстия для лампы на добрые 3-5см и о том, чтобы её куда-то повернуть - не может быть и речи. Мне же надо было дать ей горизонтальную степень свободы на 80 градусов (это ограничение формы внутреннего корпуса штатной Тиркиной фары- до упора маской линзы в боковую часть корпуса). Пришлось брать в руки дремель и пилить старые оригинальные фары, в которых сгнили отражатели и которые валялись в гараже 5 лет, с надеждой "авось пригодиццо"... %^&&^%^%$%^ - какой у этих оригинальных фар ацтойный пластик, как он воняет при резке и какими словами материла меня жена за этот период времени - я вспоминать не хочу. В итоге, руководствуясь методикой "7 раз отмерь, а потом ещё раз проверь", по миллиметру было удалено добрые 1/2 задней части корпуса и линза начала перемещаться влево/вправо аж со свистом. Настало время мастерить "опоры для шаровых опор". И наконец-то можно снять противогаз
Опоры мне достались под болты и гайки М3. Для работы нужны микро-ключи и микро-отвертки, но это все было. Аккуратно засверлив два отверстия в боковом крепеже линзы и вкрутив туда "пальцы" я начал чесать репу - куда же теперь это хозяйство закрепить в корпусе, ведь линза - гораздо меньше фары и до стенок, естественно, опорами и близко не достаёт. Было решено делать проставки и вклеивать все это хозяйство на эпоксидку, попутно усилив саморезами (т.к. были определенные сомнения, что эпоксидка не отвалится от вибрации и что вообще она на этом говнопластике фары держаться будет). Сказано - сделано. Проставки были выточены из эбонитовой ручки какой-то высоковольтной отвертки, которая давно валялась на балконе ещё с прадедушкиных времен
Хватило как раз на 4 проставки по 1,5см. Точил - банально зажав в дрель и орудуя напильником и надфилями, попутно проклиная себя, что в прошлом году зажал денег на мини-токарку - приходится опять в противогазе сидеть
Собранная конструкция, с верхней и нижней опорами, была вклеена в корпус и намертво зафиксирована саморезами. Линзоблок теперь выполняет функцию "поворотного кулака", а для снятия линзы нужно использовать микро-съемник для шаровых
Колхозим крепление мотора и тягу, которая будет поворачивать линзу.
Моторчики - коллекторные, с редуктором, управляются контроллерами и имеют шаг 0.1мм за импульс. Для нормальной установки пришлось в прямом смысле слова "лепить" под них "постели". Эпоксидка, крахмал и алюминиевая пудра в качестве наполнителя, мотор в пленку, снятие отпечатка... короче - получилась хреновина, размером со спичечную коробку, в которую мотор можно вложить и которую можно к фаре сзади прилепить. На повторяемость формы я забил и для второй фары лепил "примерно такое же", у меня же "рулевые тяги от Феррари" - можно будет отрегулировать "схождение", если что.
Все собрал, выставил "схождение" где-то "примерно по центру", вклеил на прозрачный силиконовый герметик для стекол собственно прозрачные стекла (которые пришлось заказывать, ибо жена обещала выгнать нах, если я надумаю ещё что-нибудь пилить в квартире, тем более стекла) и настала очередь думать что делать с задней частью фары - там же дупло, по которому болтается линза, мотор и еще желательно как-то предусмотреть доступ к регулировке "рулевой тяги" от мотора до линзы... В ход опять пошла эпоксидка, но на этот раз - со стеклотканью. Были вылеплены "крышки", которые полностью закрывают всю фару. На торец крышки одет разрезанный силиконовый кембрик, для плотного прилегания к корпусу. Крышка крепится к корпусу фары на 4 длинных болта М6. На доступ к регулировке тяг забил - это одноразовая процедура, которая делается на этапе калибровки. В повседневной эксплуатации на машине производиться не должна, а если вдруг припечет - откручу 4 болта и сниму крышку... или сниму всю фару.
Тут начинается самое веселое - подключение "черного ящика", спаянного моими коллегами, к моей адовой конструкции. Нет, чтобы оставить один мотор и попробовать работоспособность на нем, пока он не прикручен к линзе... баран
Кручу валкодер - ничего не происходит... Кручу еще - линза шевелится на 1мм влево-вправо. Млин, 4 полных оборота "руля", чтобы повернуть линзу на пару градусов? Неее... так не пойдёт - звоню ребятам и тут меня постигает "радость": чтобы сменить "чувствительность" - нужно... "перепрошить контроллер". Хорошая у них "калибровка" - константами в коде... выражаю "благодарность" на русском-производственном и чешу репу... шить контроллер дома у меня нечем, исходники у этих оленей на работе, в голову лезет смена диаметров шкивов на генераторе... мляяя... какой же это шкив надо... не, не пойдёт... нужен какой-то редуктор... млин... от чего... ИДЕЯ! В гараже же есть куча хлама - ТАЗовские стеклоподъемники, стеклоочистители то-ли УАЗа, то ли какого-то грузовика, замки дверей от Примеры... что-то подберу!
Редукторы от стеклоподъемника и дверного замка не подошли - они червячные. Не обратимые. А вот после вдумчивого медитирования на устройство редуктора мотора "стеклоочистителя" (и употребления N-ного кол-ва джека дэниэлса) был рожден искомый продукт, под названием "регулируемая повышающая передача для валкодера" (из 4 шестерён, пассиков от магнитофона ВЕСНА-202, самодельных шкивов и какой-то матери). Корпус правда напоминает изделие оборонной промышленности СССР, ну да ладно - места под капотом много, куда-то пристрою... за то теперь поворот входного вала на 270 градусов перемещает линзу от упора до упора.
Монтаж на пациента:
Первые же примерки моего кулибинства к машине показали, что я - олень в квадрате. Болты крепления фал пообламывались в закладных гайках телевизора... Новые фары, с моими "импровизированными крышками", отказались лезть в штатные отверстия телевизора, за что последний попал под нож... точнее - под болгарку
У блоков розжига были короткие провода, а сухого места для их установки рядом с фарами, как назло, не было... На линзах и проводке оказались разные фишки управления шторкой дальнего света... В общем, когда дошла очередь до установки "валкодера на руль" - было уже темно. Но близость завершения этого секаса добавляла энтузиазма и сварганить конштейн из двух уголков оказалось делом 15 минут. Редуктор с валкодером закрепились на вакуумном усилителе, а на самом валу поселился составной шкив, на который был накинут импровизированный "ремень" из старых колготок жены, которые я заботливо скоммуниздил
ПЫЩ! Вспышка, оно работает! Линза реагирует на поворот руля где-то в пределах 3 градусов, т.е. мелкое подруливание не вызывает "дрожания", но светит конечно "в космос". Трясущимися замерзшими руками регулирую фары штатными винтами, совмещаю "ступеньки" пучков линз - регулировок хватает. Счастье есть
Выезжаю со стоянки, спецом сворачивая в каждый ряд между гаражами - офигительные ощущения: кузов еще смотрит вперед, а фары УЖЕ светят за угол - туда, куда ты смотришь и только собираешься ехать. Правда, по приезду к дому вся конструкция отказала - порвались колготки, которые функцию ремня исполняли и фары "залипли" повернутыми немного влево
Вот такая хрень сожрала 4 дня моей скучной жизни. Фоток с процесса пиления/поклейки нету, ибо все было в пыли и эпоксидке, да и вообще я не планировал никакого отчета писать... Один хрен, чтобы понять ощущения - надо снимать кино из салона во время движения, а еще лучше - попробовать поездить. Очень непривычно
Есть пара фоток у дома, с "залипшими на 30 градусов влево" линзами: